Практика регистрации прав на землю за год изменилась - Росреестр |
22.08.2012 |
Прошел год с момента вступления в силу Федерального закона от 29.12.2010 №435-ФЗ, которым были внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения. Что изменилось с 01.07.2011, и как это отразилось на практике государственной регистрации прав?
Пожалуй, основным моментом с точки зрения государственной регистрации прав является существенное изменение процедуры выдела земельных участков в счет земельной доли или земельных долей. Так, на сегодняшний момент законодательством предусмотрено два способа выдела земельных участков: 1) на основании решения общего собрания участников долевой собственности, которым утверждается проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки; или 2) на основании проекта межевания земельного участка, утвержденного решением собственника земельной доли или земельных долей. При этом следует отметить, что приоритетным является первый способ выдела. Таким образом, в случае если решение общего собрания отсутствует собственник земельной доли или земельных долей вправе заключить договор с кадастровым инженером, институт которых действует с 01.01.2011, для подготовки последним проекта межевания земельного участка. Обязательным условием для выдела земельного участка таким способом является согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка с участниками долевой собственности. Применительно к пакету документов, необходимых для государственной регистрации, наряду с иными документами, перечень которых доступен на сайте Управления Росреестра по Иркутской области, в первом случае необходимо представить решение общего собрания участников долевой собственности либо выписку из решения общего собрания, заверенную уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, и их копии. Во втором случае, документ, подтверждающий согласование проекта межевания земельного участка, которым является заключение кадастрового инженера об отсутствии возражений. В случае если имеются возражения относительно размера и местоположения выделяемого земельного участка, видится единственный способ для выделения – это судебное решение либо отзыв возражений лицами их направившими. Наверное, никому лучше, как обладателям земельных долей, известно насколько длительна по времени процедура выдела. Отсюда логичный вопрос: «Что делать обладателям земельных долей, которые инициировали процедуру выдела до 01.07.2011, то есть в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона №435-ФЗ, а права на выделенный земельный участок не успели оформить?». По мнению Минэкономразвития России на правообладателей образуемых земельных участков не может быть возложена обязанность повторного проведения процедуры образования земельных участков путем выдела в связи с изменением законодательства. С этим трудно не согласиться, ведь Гражданским кодексом РФ закреплено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Таким образом, в случае если земельный участок образован до 01.07.2011 на государственную регистрацию, наряду с иными необходимыми документами, представляется выписка из протокола общего собрания, которым утверждены местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей, в границах которой образован земельный участок, либо публикация сообщения о выделе земельного участка в средствах массовой информации с указанием предполагаемого местоположения выделяемого в счет своей земельной доли земельного участка, с учетом особенностей, установленных ст.ст. 13,14 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в редакции, действовавшей до вступления в силу положений Закона №435-ФЗ (далее – Закон). Насколько удобен Закон в применении, судить участникам отношений, возникающих при обороте таких земель. Очевидно одно, что все меры по совершенствованию законодательства направлены на развитие сельскохозяйственного производства, в том числе путем вовлечения в хозяйственный оборот значительных площадей неиспользуемых земель. |